Изофункциональность этнокультурного стереотипа (на примере народных рассказов о "кровавом навете")
Изофункциональность этнокультурного стереотипа (на примере народных рассказов о "кровавом навете")
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000339-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
21-37
Аннотация
В статье на примере фольклорных текстов о “кровавом навете” (ритуальном использовании евреями христианской крови), в последнее десятилетие записанных в различных регионах Украины, Белоруссии, Польши, Литвы, Молдавии, рассматриваются модификации данного суеверия в современном фольклоре – с точки зрения структуры текста (вариативность сюжетообразующих мотивов), бытования сюжета в различных контекстах (приурочивание навета к различным календарным периодам и обрядовым ситуациям, к разным пространственным точкам) и его динамики. Как показывает материал, предметный ряд суеверия варьирует в пределах одного и того же сюжета, а различные ситуации в связи с “кровавым наветом” получают в системе народной аксиологии сходную оценку “опасных” (праздников, обрядов и т.п.).
Ключевые слова
этнокультурный стереотип, народная религиозность, славянский фольклор, межконфессиональный диалог, кровавый навет
Классификатор
Дата публикации
01.05.2018
Всего подписок
8
Всего просмотров
517
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. АЛФ, Койлы – Архив лаборатории фольклористики РГГУ (Москва). Материалы экспедиции в д. Койлы гмины Чижи Хайнувского повята Подлясского воеводства, Польша, 2017 г. (информанты: ИА (жен.), 1939 г.р.; ИМ (муж.), 1933 г.р.).
  2. АЛФ, Чериков – Архив лаборатории фольклористики РГГУ (Москва). Материалы экспедиции в г. Чериков Могилёвской обл. Республики Беларусь, 2014 г. (информанты: АМИ (жен.), 1922 г.р.).
  3. Боганева 2002 – Материалы экспедиции Е.М. Боганевой в д. Плебанцы Ошмянского р-на Гродненской обл. Республики Беларусь, 2002 г. (информанты: МБВ (жен.), 1932 г.р.).
  4. Из практики старых судов 1882 – Из практики старых судов (“Невероятный извет от простолюдчивости по предосуждению”) // Киевская старина. 1882. Т. 3. № 8 (август). С. 288-296.
  5. “Сэфер”, Бельцы – Архив полевых материалов Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” (Москва). Материалы экспедиции в г. Бельцы Республики Молдова, 2011 г. (информанты: ИГ (жен.); 1967 г.р.).
  6. “Сэфер”, Бешенковичи – Архив полевых материалов Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” (Москва). Материалы экспедиции в пгт Бешенковичи Витебской обл. Республики Беларусь, 2016 г. (информанты: АНИ (муж.), 1958 г.р.; ВИР (жен.), 1956 г.р.; КЛП (жен.), 1923 г.р.; КМБ (жен.), 1937 г.р.; КМЛ (муж.), 1939 г.р.; ЛН (жен.), 1950 г.р.; МЛС (жен.), 1934 г.р.; НСА (жен.), 1949 г.р.; ОНЛ (жен.), 1957 г.р.;
    РАФ (жен.), 1929 г.р.; СВА (муж.), 1951 г.р.; ТНП (жен.), 1938 г.р.; УГН (жен.), 1927 г.р.; ШВС (жен.), 1932 г.р.; ЮАА (муж.), 1953 г.р.).
  7. “Сэфер”, Глубокое – Архив полевых материалов Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” (Москва). Материалы экспедиции в г. Глубокое Витебской обл. Республики Беларусь, 2015 г. (информанты: ВК (жен.), 1937 г.р.; ВПВ (муж.), 1930 г.р.; ДГП (жен.), 1932 г.р.; ЗМК (жен.), 1929 г.р.; КЛА (жен.), 1929 г.р.; ЛКА (жен.), 1934 г.р.; МЕП (жен.), 1932 г.р.; МЛП (жен.), 1937 г.р.; РВУ (жен.), 1946 г.р.; СЕЛ (жен.), 1928 г.р.).
  8. “Сэфер”, Невель – Архив полевых материалов Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” (Москва). Материалы экспедиции в г. Невель Псковской обл., 2008 г. (информанты: ГМА (жен.), 1918 г.р.; КГВ (муж.), 1957 г.р.).
  9. “Сэфер”, Солотвин – Архив полевых материалов Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” (Москва). Материалы экспедиции в пгт Солотвин Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл. Украины, 2009 г. (информанты: ГОП (жен.), 1936 г.р.; МЛВ (жен.), 1928 г.р.).
  10. “Сэфер”, Сороки – Архив полевых материалов Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” (Москва). Материалы экспедиции в г. Сороки Республики Молдова, 2011 г. (информанты: ВСА (муж.), 1962 г.р.; ТСЛ (жен.), 1946 г.р.).
  11. Амосова С. “Поймают, убьют, кровь вытягнут и прибавляют в эту мацу”: рассказы о кровавом навете в Латгалии // Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Материалы экспедиций 2011–2012 годов / Отв. ред. С. Амосова. М.: Институт славянове-
    дения РАН, 2013. С. 191–217.
  12. Амосова С. “…Тогда должен знать, что брали кровь и катали”: рассказы о кровавом навете в Биржае // Евреи на карте Литвы: Биржай. Проблемы сохранения еврейского наследия и исторической памяти / Отв. ред. И. Копченова. М.: Институт славяноведения РАН, 2015. С. 142–151.
  13. Амосова С. Наветные тексты и другие представления о еврейских праздниках у жителей Латгалии // Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Ч. II / Отв. ред. С. Амосова. М.: Институт славяноведения РАН, 2016. C. 127–140.
  14. Белова О. “Со своим уставом в чужой монастырь”: “наступательная” модель в этноконфессиональном диалоге // Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Институт славяноведения РАН, 2004. С. 119–136.
  15. Белова О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Индрик, 2005.
  16. Белова О.В. Народные версии “кровавого навета”: мифологизация сюжета в славянских фольклорных нарративах // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии / Под. ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006. С. 217–225.
  17. Белова О.В. Этноконфессиональный навет как культурный текст (по материалам из западны областей Белоруссии, Украины и из восточной Польши) // Белорусско-российский диалог (Культура и литература Беларуси XX–XXI вв.) / Ред. кол.: Н.М. Куренная, Ю.А. Лабынцев, В.А. Максимович, Л.Л. Щавинская. М.: Институт славяноведения РАН, 2007. С. 227–242.
  18. Белова О. Портрет этнического соседа: евреи глазами славян (по фольклорно-этнографическим материалам с Гродненщины) // Желудόк: память о еврейском местечке / Отв. ред. И. Копчёнова. М.: Институт славяноведения РАН, 2013. С. 63–81.
  19. Белова О. Быт и повседневность в рассказах жителей Глубокого // Глубокое: память о еврейском местечке / Отв. ред. И. Копчeнова. М.: Институт славяноведения РАН, 2016. С. 177–220.
  20. Белова О.В., Петрухин В.Я. “Еврейский миф” в славянской культуре. М.; Иерусалим: Гешарим – Мосты культуры, 2008.
  21. Варфаламеева Т.Б. (агул. рэд.) Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. Т. 3. Кн. 2: Гродзенскае Панямонне. Мiнск: Вышэйшая школа, 2006.
  22. Варфаламеева Т.Б. (агул. рэд.) Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. Т. 4. Кн. 2: Брэсцкае Палессе. Мiнск: Вышэйшая школа, 2009.
  23. Голант Н.Г. Заметки об экспедиции к молдавским евреям // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2011 году / Отв. ред. Ю.К. Чистов. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, 2012а. С. 98–103.
  24. Голант Н.Г. Обычаи, обряды и образ жизни евреев в зеркале румынских мифологических представлений // “Старое” и “новое” в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Институт славяноведения РАН, 2012б. С. 314–323.
  25. Крихтова Т. Образ Гавриила Белостокского в христианском и иудейском мировоззрении со временной Белоруссии // История – миф – фольклор в еврейской и славянской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Институт славяноведения РАН, 2009. С. 142–152.
  26. Лобач У.А. (уклад., прадм. i паказ.) Полацкi этнаграфiчны зборнiк. Вып. 2 (Ч. 1, 2): Народная проза беларусаў Падзвiння. Наваполацк: ПДУ, 2011.
  27. Львов А. Межэтнические отношения: угощение мацой и “кровавый навет” // Штетл XXI век. Полевые исследования / Сост.: В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. С. 65–82.
  28. Мочалова В. Евреи – инициаторы христианских чудес // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Институт славяноведения РАН, 2001. С. 218–232.
  29. Мочалова В. “Новый Иерусалим явился в Познани”: жизнь вечная, страсти и чудеса // Круг жизни в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Институт славяноведения РАН, 2014. С. 77–107.
  30. Толстой Н.И. Элементы народного театра в южнославянской святочной обрядности // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. С. 113–122.
  31. Толстой Н.И. Архаический ритуал-диалог // Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. С. 313–409.
  32. Cała A. The Image of the Jew in Polish Folk Culture. Jerusalem: Magness Press, Hebrew University, 1995.
  33. Hryciuk R., Moroz E. Wizerunek Żyda // Polska Sztuka Ludowa – Konteksty. 1993. № 3–4. S. 89–92.
  34. Kosiński W. Materyały etnograficzne zebrane w różnych okolicach Galicyi zachodniej // Materyały antropologiczno-archeologiczne i etnograficzne. Cz. 2. Kraków, 1904. T. 7. S. 3–86.
  35. Tokarska-Bakir J. Legendy o krwi. Antropologia przesądu. Warszawa: WAB, 2008.
  36. Węgrzynek H. ‘Czarna legenda’ Żydów. Procesy o rzekome mordy rytualne w dawnej Polsce. Warszawa: Bellona, 1995.
  37. Zowczak M. Biblia ludowa. Interpretacje watków biblijnych w kulturze ludowej. Wrocław: Wydawnictwo FUNNA, 2000.
  38. Żyndul J. Kłamstwo krwi. Legenda mordu rytualnego na ziemiach polskich w XIX i XX wieku. Warszawa: Wydawnictwo Cyklady, 2011.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести