Кровь в иудео-христианских отношениях на Смоленщине в XVIII - начале XX вв.
Кровь в иудео-христианских отношениях на Смоленщине в XVIII - начале XX вв.
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000339-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
8-20
Аннотация
Статья посвящена изучению мотива кровавого навета на евреев в Смоленской губернии в XVIII – начале ХХ в. На основе анализа архивных источников и периодической печати автор анализирует механизм актуализации и функционирования этнических стереотипов, в частности мифа о ритуальном использовании христианской крови евреями в течение двух столетий. Автор приходит к заключению, что идея кровавого навета появилась в регионе минимум за 80 лет до инкорпорации массового еврейского населения в Российской империи. Представление смолян о кровавом навете, по мнению автора, носило характер формальной рецепции заимствованного католического стереотипа, широко распространенного в соседней Речи Посполитой и сохраняло свою актуальность в регионе как минимум в течение всего имперского периода в истории России.
Ключевые слова
евреи в России, кровавый навет, иудаизм, Российская империя, Смоленская губерния, антисемитизм
Классификатор
Дата публикации
01.05.2018
Всего подписок
8
Всего просмотров
504
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Белова О.В., Петрухин В.Я. Еврейский миф в славянской культуре. М.: Гешарим, 2008. 
2. Бурмистров К. "Басни Талмудовы, от самих жидов узнанные": к генеалогии юдофобских настроений в России конца XVIII -начала XIX в.//Праздник -обряд -ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М.: Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах "Сэфер"; Институт славяноведения РАН, 2004. С. 362-372.
3. Гессен Ю. История еврейского народа. М.; Иерусалим, 1993.
4. Дудаков С.Ю. "Еврейский вопрос" на окраинах Российской империи. Кровавый навет//Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. М.: РГГУ, 2000.
5. Гаркави А., Каценельсон Л. (ред.) Еврейская энциклопедия: свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Т. 14. М.: Терра, 1991 .
6. Кацис Л.Ф. Кровавый навет и русская мысль. Историко-теологическое исследование дела Бейлиса. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2006.
7. Клиер Дж. Кровавый навет в русской православной традиции//Евреи и христиане в православных обществах Восточной Европы. М.: Индрик, 2011. С. 181-206.
8. Кононов В.А. Смоленские губернаторы. 1711-1917. Смоленск: Маджента, 2004.
9. Лызлова Т. Дореволюционная история еврейской общины г. Смоленска//Край Смоленский. № 2. 2012. С. 5-9.
10. Панченко А. К исследованию "еврейской темы" в истории русской словесности: сюжет о ритуальном убийстве//Новое литературное обозрение. 2010. № 104. С. 79-113.
11. Петровский-Штерн Й. Евреи в русской армии: 1827-1914. М.: НЛО, 2003.
12. Рывкин Х.Д. Евреи Смоленска. СПб.: Тип. т-ва "Ш. Буссель Н-ки", 1910.
13. Серов Д.О. Администрация Петра I. М.: ОГИ, 2007.
14. Стоклицкая-Терешкович В.В. Первый ритуальный процесс в России (1702)//Еврейская старина. Т.Х. Пг., 1918. С. 7-26.
15. Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи: Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М.; Иерусалим, 1998.
16. Хасин В.В. Роль текстов свидетельских показаний в формировании сценариев "ритуальных" процессов в Российской империи в XIX веке//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2008. Т. 8. № 2. С. 103-110.
17. Хасин В.В. Интеграция "ритуальных" мифологем в общественную ментальность и историческую память российского социума в XIX-XX веках//История и историческая память. 2010. № 1. С. 75-91.
18. Хасин В.В. "Саратовское дело" Г.Г. Замысловского через призму общественных отношений начала ХХ века. Право и нравы//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2012. Т. 12. № 1. С. 22-31.
19. Эльяшевич Д.А. Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797-1917. Очерки истории цензуры. СПб.: Мосты культуры; Гешарим, 1999.
20. Biale D. Blood and Belief: The Circulation of a Symbol between Jews and Christians. Berkeley: University of California Press, 2007.
21. Doktór J. Konwertyta mimo woli. Sprawa rabina ziemskiego Litwy Samuela ben Jaakowa//Jewish History Quarterly (Kwartalnik Historii Żydów). 2007. No. 3. P. 271-284.
22. Dundes А. (ed.) The Blood Libel Legend: A Casebook in Anti-Semitic Folklore. Madison, 1991.
23. Guldon Z., Wijaczka J. The Accusation of Ritual Murder in Poland, 1500-1800//Polin 1997. № 10. P. 99-140.
24. Hickey M. Demographic Aspects of the Jewish Population in Smolensk Province, 1880s-1914//Acta Slavica Japonica. 2002. No. 19. P. 84-116.
25. Hundert G.D. Jews in Poland-Lithuania in the Eighteenth Century. Berkeley, 2004.
26. Po-сhia Hsia R. The Myth of Ritual Murder. Jews and Magic in Reformation Germany. New Haven, 1988.
27. Teter M. Jews and Heretics in Catholic Poland: A Beleaguered Church in the Post-Reformation Era. N.Y.: Cambridge University Press, 2006. P. 113-117.
28. Węgrzynek H. "Czarna legenda" Żydów: Procesy o rzekome mordy rytualne w dawnej Polsce. Warsaw: Wydawnictwo Bellona, 1995.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести