БУЛЛИНГ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ЕГО СВЯЗЬ С ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
БУЛЛИНГ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ЕГО СВЯЗЬ С ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000409-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
139-150
Аннотация

Феномен буллинга – травли, запугивания и третирования других (чаще всего, более слабых) членов коллектива – в последние десятилетия стал объектом детального изучения антропологов, психологов, этологов, социологов. В статье показана распространенность этого явления в человеческих обществах. Цель данного исследования – анализ буллинга как социокультурного феномена и выявление особенностей травли в коллективах младших школьников. Авторы приходят к выводу, что все дети 8–10 лет умеют пользоваться средствами буллинга, но настоящими буллерами являются лишь около 13% из них. Наибольшее распространение в этом возрасте (порядка 40%) имеют вербальные издевательства – как наиболее безопасные и остающиеся безнаказанными для буллера; на втором месте (около 20% каждый) стоят физическая агрессия и моральное подавление; на последнем месте (около 15%) – запреты и остракизм, требующие для своей реализации коллективных согласованных действий. Делается вывод о том, что разработка действенных мер борьбы с этим явлением требует активного участия антропологов и хорошего знания социокультурного контекста.

Ключевые слова
буллинг, травля, агрессия, младший школьный возраст, личностные черты, атмосфера в семье
Классификатор
Дата публикации
01.09.2012
Всего подписок
1
Всего просмотров
688
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Анастази, Урбина 2003 − Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2003.
Банников 2002 − Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной Российской Армии. М., 2002.
Бенедикт 2004 − Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. М., 2004.
Божович 2001 − Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. СПб., 2001. С. 227–272.
Бутовская и др. 2007 – Бутовская М.Л., Феденок Ю.Н., Буркова В.Н. Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов // Молодежь Москвы: адаптация к многокультурности / Отв. ред. М.Ю. Мартынова,
Н.М. Лебедева. М.: РУДН, 2007. С. 314–366.
Бэрон, Ричардсон 1997 − Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
Вишневская, Бутовская 2010 − Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнограф. обозрение. 2010. № 2. С. 55–68.
Кон 2006 − Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15–18.
Майерс 1998 − Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
Обухов 1997 − Обухов Я.Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997.

Панфилова 2001 − Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2001.
Прихожан 2001 − Прихожан А.М. Формы и “маски” тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. СПб., 2001.
Прихожан 2002 − Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 47–60.
Словарь... 1987 – Большой англо-русский словарь: в 2-х т. М.: Рус. яз., 1987. Т. I.
Филд 2005 – Буллинг. Офисные хулиганы: Интервью В. Кичкаева с основателем и генеральным директором компании The Field Foundation Тимом Филдом [Электронный ресурс] // Отдел кадров. 2005. URL: http://psyfactor.org/lib/bulling.htm.
Черенкова и др. 2006 − Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И., Соколова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях / Под ред. А.С. Батуева. СПб.: Питер, 2006.
Эриксон 1996 − Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести