СВЯЗЬ ЖЕНСКОГО КУЛЬТА И СТРУННОГО ИНСТРУМЕНТА МОРИН ХУУР В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
СВЯЗЬ ЖЕНСКОГО КУЛЬТА И СТРУННОГО ИНСТРУМЕНТА МОРИН ХУУР В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000392-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
24-31
Аннотация
Мы полагаем, что существует связь между морин хууром (струнным смычковым инструментом монгольских народов) и женским культом, которая прослеживается в обрядовой практике, атрибутике и фольклоре. Вероятно, первоначально данный атрибут в форме черпака, с использованием волос лошадей белой масти, играл роль средства общения с иным миром. Он изготовлялся пожилыми, знающими и умеющими женщинами, являющимися воплощением образа матери-прародительницы (удаганками), для проведения обрядовых действий. Тогда же он наделялся ими сакральной субстанцией солнца-праматери и посвящался женскому божеству. Кроме того, они наделяли данной субстанцией и верифицировали исполнителей на инструменте – мужчин-улигершинов.
Ключевые слова
морин хуур, струнный смычковый инструмент, обрядовый атрибут, женский культ, Солнце-прародительница, женское божество, жрицы, удаганки
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
462
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Бадмаева 2001 – Бадмаева Г.Ю. Традиционная музыка калмыков в контексте культур Центральной Азии: дисс. ... канд. ист. наук. М., 2001.
Батчулунгийн 2000 – Батчулунгийн Б. Проблемы периодизации музыкальной культуры Монголии: дисс. ... канд. ист. наук. М., 2000.

Галданова 1987 – Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука СО,1987.
Дашиева 2005 – Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят. Улан-Удэ: ОАО “Республиканская типография”, 2005.
Демин 2000 – Демин А.Г. Музыкальный инструментарий монголов в эпоху Великой империи
(XII–XIV вв.). Учебное пособие. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000.
Демин 2000а – Демин А.Г. Монгольские смычковые инструменты, их роль и место в культуре
народов Центральной Азии: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ,2000.
Дугаров 1980 – Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1980. Т. 3.
Каратыгина 1986 – Каратыгина М.И. Отражение мировоззрения монголов в традиции игры на
морин-хуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. Сб. науч. трудов. М.: Изд-во
Московской консерватории, 1986. С. 61–82.
Китов 2001 – Китов В.В. Оркестр бурятских народных инструментов. История оркестрового
исполнительства на бурятских народных инструментах. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001.
Михайлов 1987 – Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987.
ПМА – Полевые материалы экспедиции автора в Нукутский р-н Иркутской обл., август 1995 г. (информанты: М.П. Данчинова, 1932–1995; К.С. Петров, 1930 г.р.).
Самбуева 2004 – Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. УланУдэ: Изд-во БГУ, 2004.
Сокровенное сказание... 1990 – Сокровенное сказание монголов / Пер. С.А. Козина. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1990.
Халтаева 1991 – Халтаева Л.А. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов: дисс. ... канд. иск. Ташкент, 1991.
Хангалов 2004 – Хангалов М.Н. Собр. соч. Т. 1–3. Улан-Удэ: Республиканская типография,2004.
Шастина 1977 – Шастина Н.П. Образ Чингис-хана в средневековой литературе монголов //Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1977.

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести