Легенды о крови, медицинские наветы: старые и новые сюжеты кровавого наветы в латгалии
Легенды о крови, медицинские наветы: старые и новые сюжеты кровавого наветы в латгалии
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000339-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
38-52
Аннотация
В статье рассматриваются сюжеты, так или иначе связанные с представлениями об использовании евреями крови для различных целей, которые были записаны в Латгалии от представителей различных этноконфессиональных групп. Жанровый состав этих рассказов довольно сложно определить, в англоязычной литературе их принято называть blood libel legend, в русскоязычной литературе специального термина нет. В Латгалии эти нарративы функционируют в форме меморатов, фабултов, слухов; в статье рассматриваются и типы бытования этой легенды (belief story и disbelief story – часть информантов верят в эти слухи, некоторые воспринимают это как навет на евреев, но есть и те, кто, рассказывая, сомневается, при этом не до конца отрицает неверность слухов). Последний раздел статьи посвящен сопостав лению рассказов об употреблении евреями крови и различным городским легендам (о трансплантации органов, каннибализме, легендам о медицинских наветах и пр.).
Ключевые слова
межэтнические отношения, этнические стереотипы, евреи, кровавый навет, фольклор о евреях, медицинские наветы
Классификатор
Дата публикации
01.05.2018
Всего подписок
8
Всего просмотров
517
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Адамова-Слиозберг 1993 – Адамова-Слиозберг О.Л. Путь. М.: Возвращение, 1993.
  2. Шапорина 2011 – Шапорина Л.В. Дневник / Вступ. ст. В.Н. Сажина, подг., комм. В.Ф. Петровой, В.Н. Сажина. М.: НЛО, 2011.
  3. Preili_11_11 – записано в г. Прейли, от Анны Григорьевны Даниловой, 1927 г.р.д. Костюки. Соб. С. Амосова, Т. Бекеша, М. Гехт.
  4. Preili_11_15 – записано в г. Прейли, от Йозефа Циша, 1922 г.р., д. Креяни. Соб. С. Амосова, Т. Бекеша.
  5. Kras_12_03, Kras_12_11 – зап. в Краславе, от Стефании Воронецкой, 1932 г.р., д. Удреши. Соб. В. Андрушкевич, М. Вятчина.
  6. Kras_12_24 – зап. в Краславе, от Виктора-Давида Айрапетова, 1926 г.р. Соб. Ю. Андреева, Д. Терешина, В. Иванов.
  7. Sub_12_06 – зап. в м. Субате, от Александры Николаевны Черкасовой, 1938 г.р., с. Малиновка. Соб. Ю. Андреева, Д. Терешина.
  8. Sub_12_09 – зап. в м. Субате, от Серафимы Михайловой, 1935 г.р. Соб. М. Алексеевский.
  9. Sub_12_13 – зап. в м. Субате, от Леониды Окмане, 1931 г.р. Соб. И. Юзефович, А. Трифонова.
  10. Sub_12_23 – зап. в м. Субате, от Нины Петровны Рощенковой, 1948 г.р. Соб. Р. Сисоев, С. Просина.
  11. Vis_13_12 – зап. в Шпогах, от Ирины Станиславовны Соловьевой (Ранкевич), 1931 г.р. Соб. М. Алексеевский, Н. Голант.
  12. Vis_13_16 – зап. в Шпогах, от Лидии Язоповны Скринды, 1938 г.р. Соб. М. Гехт, В. Иванов.
  13. NR_13_04 – зап. в Немунеле Радвилишкес, от Альвины Венцкунене (Мажукайте) 1933 г.р. Соб. О. Белова, Н. Петрова, С. Амосова
  14. Kar_14_01 – зап. в Карсове, от Антонины Даниловны Кузнецовой (Воверс), 1932 г.р. Соб. М. Гехт, Э. Иоффе, Е. Лазарева, Е. Сергеева.
  15. Lud_14_09 – зап. в Лудзе, от Екатерины Степановны Алексеевой (Кузнецовой), 1921 г.р., род. в д. Мышкино. Соб. Э. Иоффе, Е. Лазарева.
  16. Lud_14_20 – зап. в Лудзе, от Таисии Александровны Кондратенко (Ващенковой), 1932 г.р.д. Курма. Соб. М. Вятчина, М. Гехт, Е. Сергеева.
  17. Zil_14_10 – зап. в Зилупе, от Евгении, 1932 г.р., дер. Илюси. Соб. М. Вятчина, Ю. Леганович.
  18. Амосова С. “Поймают, убьют, кровь вытягнут и прибавляют в эту мацу”: рассказы о кровавом навете в Латгалии // Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Материалы экспедиций 2011–2012 гг. М., 2013. С. 191–217.
  19. Белова О.В. Народные версии “кровавого навета”: мифологизация сюжета в славянских фольклорных нарративах // Сны Богородицы: исследования по антропологии религии. СПб., 2006. С. 217–225.
  20. Визе Ш. Слухи и насилие: холерные бунты в Саратове в 1892 г. // Слухи в России XIX–XX вв.: неофициальная коммуникация и “крутые повороты” российской истории. Челябинск, 2011. С. 300–320.
  21. Зеленина Г.С. “Отравленная вата” и “привитая гипертония”: источники и функции слухов вокруг “дела врачей” // Антропологический форум. 2016. № 31. С. 119–154.
  22. Львов А. Межэтнические отношения: угощение мацой и “кровавый навет” // Штетл, XXI век: полевые исследования / Сост. В. Дымшиц, А. Львов, А. Соколова. СПб.: ЕУСПб, 2008. С. 65–82.
  23. Панченко А.А. Иван и Яков – необычные святые из болотистой местности: “Крестьянская агиология” и религиозные практики России Нового времени. М.: НЛО, 2012.
  24. Панченко А.А. Страх в большом городе // Отечественные записки. 2014. № 3. С. 246–257. Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи: средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. Москва; Иерусалим, 1998.
  25. Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи: средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. Москва; Иерусалим, 1998.
  26. Чистов К.В. Проблема категорий устной народной прозы несказочного характера // Fabula. 1967. № 9. С. 13–26.
  27. Bar-Itzhak H. The Jewish Blood Libel Legend: A Folkloristic Perspective // Ritual Murder in Russia, Eastern Europe, New Histories of an Old Accusation and Beyond / Ed. E.M. Avrutin, J. Dekel-Chen, R. Weinberg. Bloomington: Indiana University Press, 2017. P. 39–55.
  28. Bemporad Е. Empowerment, Defiance, and Demise: Jews and the Blood Libel Specter under Stalinism // Jewish History. 2012. Vol. 26. P. 343–361.
  29. Bemporad E. The Blood Libel and Its War Time Permutations: Cannibalism in Soviet Lviv // Ritual Murder in Russia, Eastern Europe, New Histories of an Old Accusation and Beyond / Ed. E.M. Avrutin, J. Dekel-Chen, R. Weinberg. Bloomington: Indiana University Press, 2017. P. 219–237.
  30. Cała А. The Image of the Jew in Polish Folk Culture. Jerusalem: Magnem Press, Hebrew University, 1995.
  31. Dundes A. The Ritual Murder or Blood Libel Legend: A Study of Anti-Semitic Victimization through Projective Inversion // The Blood Libel Legend: A Casebook in Anti-Semitic Folklore / Ed. A. Dundes. Madison, 1991а. P. 336–376.
  32. Dundes A. Preface // The Blood Libel Legend: A Casebook in Anti-Semitic Folklore / Ed.A. Dundes. Madison, 1991b. P. vii–viii.
  33. Guldon Z., Wijaczka J. The Accusation of Ritual Murder in Poland, 1500–1800 // Jews in Early Modern Poland / Ed. G.D. Hundert. London; Portland: Littman Library of Jewish Civilization, 1997. P. 99–140.
  34. Hufford D.J. Traditions of Disbelief // New York Folklore. 1982. Vol. 8 (3–4). P. 47–56.
  35. Matteoni F. The Jew, the Blood and the Body in Late Medieval and Early Modern Europe // Folklore. 2008. Vol. 119 (2). P. 182–200.
  36. Mendelsohn E. The Jews of East Central Europe between World Wars. Bloomington: Indiana University Press, 1987.
  37. Kalmre E. The Human Sausage Factory: A Study of Post-War Rumour in Tartu. Amsterdam: Rodopi, 2013.
  38. Kassow S. The Shtetl in Interwar Poland. The Shtetl: New Evaluations / Ed. S.T. Katz. N.Y., 2007. P. 121–139.
  39. Kitta A. Vaccinations and Public Concern in History: Legend, Rumor, and Risk Perception. London: Routledge, 2012.
  40. Staliūnas D. Enemies for a Day: Anti-Jewish violence in the Russian ruled Lithuania. Budapest: CEU Press, 2014.
  41. Tokarska-Bakir J. Legendy o Krwi: Antropologia przesądu. Warszawa, 2008.
  42. Veidlinger J. Was the Doctors’ Plot a Blood Libel? // Ritual Murder in Russia, Eastern Europe, New Histories of an Old Accusation and Beyond / Ed. E.M. Avrutin, J. Dekel-Chen, R. Weinberg. Bloomington: Indiana University Press, 2017. P. 238–252.
  43. Šiaučiūnaitė‐Verbickienė J. Blood Libel in a Multi-Confessional Society: The Case of the Grand Duchy of Lithuania // East European Jewish Affair. 2008. Vol. 38 (2). P. 201–209.
  44. Węgrzynek H. “Czarna legenda” Żydów: Procesy o rzekome mordy rytualne w dawnej Polsce. Warszawa, 1995.
  45. Zowczak M. Biblia ludowa. Interpretacje wątków biblijnych w kulturze ludowej. Wrocław, 2000.
  46. Żyndul J. Kłamstwo krwi. Legenda mordu rytualnego na ziemiach polskich w XIX i XX wieku. Warszawa: Cyklady, 2011.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести