Воспроизводство практик за пределами традиций (на примере сельских практик ориентации во времени по солнцу)
Воспроизводство практик за пределами традиций (на примере сельских практик ориентации во времени по солнцу)
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000339-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
172-186
Аннотация
В статье поднимается вопрос о возможности межпоколенческого воспроизводства практик вне механизма традиции (передачи опыта от человека к человеку) на материале практик ориентации во времени по солнцу. Основным источником выступают полевые материалы с территории Среднего Урала (2015–2016 гг.). Для обоснования тезиса о нетрадиционности практик ориентации во времени по свету/тени в пространстве дома и двора потребовалось исследование роли вещей в механизме традиции. Для концептуализации нетрадиционных способов использования вещей автор обращается к теории возможностей/аффордансов (Дж. Гибсон, Г. Хефт и др.). В рамках данной теории предлагается двухуровневая аналитическая модель, позволяющая описать условия существования и восприятия аффордансов, которые делают возможным “изобретение” упомянутой выше практики разными людьми независимо друг от друга (вне традиции).
Ключевые слова
традиция, материальность, теория аффордансов, солнце, время
Классификатор
Всего подписок
8
Всего просмотров
456
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. АК – Астронимическая картотека Топонимической экспедиции Уральского федерального университета (Екатеринбург). Карточка “Кичиги”, текст записан в Суксунском р-не Пермской обл. в июле 1987 г.
  2. ПМА 1 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Красноуфимский р-он Свердловской обл. Июль 2015 г. (информанты: П. Е. Сельнихин, 1954 г.р.; Я. П. Симагин, 1931 г.р.; В. С. Бубнов, 1952 г.р.; Л. В. Малафеев, 1929 г.р.).
  3. ПМА 2 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Кунгурский р-он Пермского края. Июль 2016 г. (информанты: Н. А. Онкудинов, 1942 г.р.; В. Т. Тетерелева, 1955 г.р.; А. А. Самойловских, 1938 г.р.).
  4. Русские 2007а – Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы “Этнографического бюро” князя В. Н. Тенишева. Т. 5: Вологодская губерния, ч. 2. Грязовецкий и Кадниковский уезды. СПб.: Деловая полиграфия, 2007.
  5. Русские 2007б – Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы “Этнографического бюро” князя В. Н. Тенишева. Т. 5: Вологодская губерния, ч. 3. Никольский и Сольвы чегодский уезды. СПб.: Деловая полиграфия, 2007.
  6. Русские 2008 – Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы “Этнографического бюро” князя В. Н. Тенишева. Т. 6: Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии. СПб.: Деловая полиграфия, 2008.
  7. Русские 2009 – Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы “Этнографического бюро” князя В. Н. Тенишева. Т. 7: Новгородская губерния, ч. 3. Череповецкий уезд. СПб.: Навигатор, 2009.
  8. Словарь 1995 – Словарь русских народных говоров. Вып. 29. Покоречить – Попричиться. СПб.: Наука, 1995.
  9. Словарь 2005 – Словарь русских народных говоров. Вып. 39. Сметушка – Сопочить. СПб.: Наука, 2005.
  10. Анциферова Л.И. К проблеме изучения исторического развития психики // История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1971. С. 63–89.
  11. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука. 1989.
  12. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  13. Жуковская Н. Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии / Отв. ред. Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 1986. С. 118–134.
  14. Кузнецов А. Латур и его “технолог”: вещи, объекты и технологии в акторно-сетевой теории // Социология власти. 2015. Т. 27. № 1. С. 55–89.
  15. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. С. 199–222.
  16. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 78–96.
  17. Норман Д. Дизайн привычных вещей. М.: Вильямс, 2006.
  18. Чистов К. В. Фольклор. Текст. Традиция. М.: ОГИ, 2005.
  19. Юдин Г. Б. Коллективное и индивидуальное в философской антропологии Э. Дюркгейма // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 122–132.
  20. Adam B. Reflexive Modernization Temporalized // Theory, Culture & Society. 2003. Vol. 20. No. 2. P. 59–78.
  21. Bingham G. P. Events (Like Objects) are Things, Can Have Affordance Properties, and Can Be Perceived // Ecological Psychology. 2000. Vol. 12. Iss. 1. P. 29–36.
  22. Boyer P. Tradition as Truth and Communication. A Cognitive Description of Traditional Discourse. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  23. Chemero A. What Events Are // Ecological Psychology. 2000. Vol. 12. Iss. 1. P. 37–42.
  24. Chemero A. What We Perceive When We Perceive Affordances: Commentary on Michaels (2000) “Information, Perception, and Action” // Ecological Psychology. 2001. Vol. 13. Iss. 2. P. 111–116.
  25. Chemero A. An Outline of a Theory of Affordances // Ecological psychology. 2003. Vol. 15. Iss. 2. P. 181–195.
  26. Chemero A., Klein C., Cordeiro W. Events as Changes in the Layout of Affordances // Ecological Psychology. 2003. Vol. 15. Iss. 1. P. 19–28.
  27. Costall A. Socializing Affordances // Theory & Psychology. 1995. Vol. 5. No. 4. P. 467–481.
  28. Costall A. The Meaning of Things // Social Analysis. 1997. Vol. 41. No. 1. P. 76–85.
  29. Costall A. Canonical Affordances in Context // Avant: Trends in Interdisciplinary Studies. 2012. Vol. 3. No. 2. P. 85–93.
    de Fornel M. Faire parler les objets. Perception, manipulation et qualification des objets dans l’enquête policière // Les objets dans l’action: de la maison au laboratoire / Eds. B. Conein,
  30. N. Dodier, L. Thévenot. Paris: Éditions de l’École des Hautes Études en Sciences Sociales, 1993. P. 241–265.
  31. Heft H. Affordances, Dynamic Experience, and the Challenge of Reification // Ecological Psychology. 2003. Vol. 15. No. 2. P. 149–180.
  32. Ingold T. The Perception of the Environment: Essays in Livelihood, Dwelling, and Skill. L.: Routledge, 2000.
  33. Keller K. D. The Corporeal Order of Things: The Spiel of Usability // Human Studies. 2005. Vol. 28. No. 2. P. 173–204.
  34. Landes D. S. Revolution in Time: Clocks and the Making of the Modern World. Cambridge: Harvard University Press, 1983.
  35. Moralez L. A. Affordance Ontology: Towards a Unified Description of Affordances as Events // Res Cogitans. 2016. Vol. 7. Iss. 1. Article 5. http: dx.doi.org/10.7710/2155–4838.1145
  36. Reckwitz A. Toward a Theory of Social Practices: A Development in Culturalist Theorizing // European Journal of Social Theory. 2002. Vol. 5. No. 2. P. 243–263.
  37. Reed E. S. The Affordances of the Animate Environment: Social Science from the Ecological Point of View // What Is an Animal? / Ed. T. Ingold. L.: Unwin Hyman, 1988. P. 110–126.
  38. Sanders J. Merleau-Ponty, Gibson, and the Materiality of Meaning // Man and World. 1993. Vol. 26. No. 3. P. 287–302.
  39. Shils E. Tradition. L.: Faber & Faber, 1981.
  40. Shove E., Pantzar M., Watson M. The Dynamics of Social Practice: Everyday Life and How It Changes. Los Angeles: SAGE, 2012.
  41. Stoffregen T. A. Affordances and Events // Ecological psychology. 2000. Vol. 12. Iss. 1. P. 1–28.
  42. Thompson E. P. Time, Work-Discipline and Industrial Capitalism // Past and Present. 1967. No. 38. P. 56–97.
  43. Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
  44. Williams E., Costall A. Taking Things More Seriously: Psychological Theories of Autism and the Material-Social Divide // Matter, Materiality and Modern Culture / Ed. P. M. Graves-Brown. L.: Routledge, 2000. P. 97–111.

 

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести